НАЗВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА - «СИНТЕЗ»
Тема эксперимента: «Формирование креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами».
Паспорт муниципальной экспериментальной площадки.
Исполнители эксперимента
Ольга Юрьевна Крылова, к.пед,н. заведующая кафедрой педагогического образования Серпуховский филиал АНО ВПО НИЕВ
Ирина Владимировна Галышева, педагог-психолог высшей категории МДОУ - детский сад № 17 «Алёнка», г.Серпухов.
Людмила Александровна Фетисова , специалист по изодеятельности МДОУ - детский сад № 17 «Алёнка», г.Серпухов.
Объект исследования: креативное мышления у дошкольника.
Предмет исследования: процесс формирования креативного мышления нетрадиционными изобразительными средствами.
Цель исследования: создание психолого-педагогических условий для формирования креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами.
Гипотеза исследования:
Использование нетрадиционных изобразительных средств способствует формированию креативного мышления у дошкольников и становлению их творческой индивидуальности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить методы формирования креативного мышления.
2. Определить значимость и возможность использования в работе с детьми нетрадиционных изобразительных средств.
3. Разработать критерии оценивания сформированности креативного мышления, творческих способностей у старших дошкольников.
4.Создать эмоционально-творческую атмосферу на занятиях, обеспечивающую проявление творческой активности у дошкольников.
5. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
6. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
7. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников нетрадиционными средствами изобразительного искусства.
8. Провести количественный и качественных анализ для получения достоверных результатов исследования.
Экспериментальная программа под рабочим названием «Синтез» находится сейчас в разработке и будет предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятия разделяются на два блока: психологический блок и блок изодеятельности, которые реализуют специалисты учреждения. Занятия проводятся по подгруппам (12-14 человек). Планируется использовать познавательные игры и упражнения в психологическом блоке направленные на развитие воображения, фантазии, речи, развитие причинно-следственного и наглядно-образного мышления, зрительного и слухового восприятия, умения сочинять рассказы и сказки, применяя креативность мысли у дошкольников.
Следовательно, исходя из вышесказанного и поставленных задач эксперимента, работа педагога-психолога будет иметь следующие направления:
развитие воображения, фантазии (новизна, оригинальность)
развитие гибкости и изобретательности мышления
развитие зрительного и слухового восприятия
развитие и совершенствование речи
Работа специалиста по изодеятельности строится по следующим направлениям:
развитие творческого мышления и воображения детей (новизна, оригинальность, осмысленность и др.);
развитие восприятия (объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность);
развитие психомоторных способностей (скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность, пластичность и ловкость);
расширение выбора средств для реализации замысла, поиска изобретательности средств для наилучшего воплощения.
Для реализации и отслеживания результатов данной экспериментальной деятельности выбраны следующие критерии:
Способность создавать оригинальные образы.
Беглость. Общее количество поддающихся интерпретации, значимых, соответствующих решаемой задаче идей, сгенерированных в ответ на раздражитель.
Гибкость. Количество различных категорий соответствующих ответов.
Оригинальность, необычность ответов.
Глубина и проработанность (детализированность) образов. Богатство фантазии.
Сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей
Скорость процессов воображения.
А ТАКЖЕ Методики исследования:
«Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко
Тест Гилфорда (модифицированный Е.Туник)
Методика «Вербальная фантазия» (Немов Р.С.)