С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в транспорте, автомобиле с родителями.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил дорожного движения, а также правил поведения на улице. Забывая об опасности, дети выбегают на проезжую часть, выезжают на санках на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать её. Они ещё не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость. К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается всё чаще. Поэтому необходимо как можно раньше обучать детей навыкам безопасного движения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогическими работниками стоит задача совершенствования воспитательно-образовательной работы в ДОУ по обеспечению здоровьесберегающего образования, в частности, по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, профилактике дорожно-транспортного травматизма. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов обучения дошкольников правилам дорожного движения, детский сад должен служить образцом такого воспитания.
Обучая детей правилам дорожного движения, используем все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественной литературы, настольные, дидактические игры и т.д. Для проведения бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге педагоги используют игрушки различных видов транспортных средств, модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки и т.д.), схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой, разрезные картинки, кубики, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, материалы газеты «Добра Дорога Детства». Детям даются задания: запомнить путь из детского сада до дома, нарисовать улицу, на которой живёт ребёнок, дом, переход, дорожные знаки. Графическое изображение ситуации на улице позволяет не только моделировать ситуации движения пешеходов и транспорта, но и вести работу по развитию речи детей. Обучение правилам дорожного движения происходит и на занятиях по познавательному развитию (дети прокладывают маршрут, определяют длину, ориентируются на листе, сравнивают, отыскивают короткий путь, решают логические задачи). Воспитатели проводят с детьми интересные динамические паузы и физминутки, которые обучают детей безопасному поведению на улице.
Основные задачи, которые мы решаем:
1. Знакомить детей с правилами дорожного движения;
2. Формирование представлений о правилах поведения на улице, расширение представлений детей обо всех участниках дорожного движения;
3. Овладение практическими навыками и правилами безопасного поведения на улицах города и применение их на практике;
4. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улице.
Выполнение задач осуществляется в соответствии с ФГОС ДО в процессе речевого развития, познавательного развития, социально-коммуникативного развития, художественно-эстетического и физического развития.
В организации работы соблюдаются принципы системности, возрастные особенности, учет местных условий. В ДОУ имеется перспективный план работы с детьми по правилам дорожного движения; план совместной работы ДОУ и ГИБДД (согласованный с ГИБДД).
Педагогами разработаны конспекты занятий, игр, экскурсий, развлечений. Активное участие принимают специалисты ДОУ в проведении общих мероприятий с детьми. Проводилась театрализованная игра «Колобок» по правилам дорожного движения, развлечение «Страна Светофория». Игры и развлечения вызывают у детей эмоциональную отзывчивость, обеспечивают сознательное усвоение знаний. Ежегодно в ДОУ проводится интеллектуальная игра на знания правил дорожного движения с участием инспектора ГИБДД. В каждой возрастной группе имеется перспективный план, систематизируется материал, оформлены уголки безопасности. Традиционным становится в сентябре месячник безопасности, который проходит по отдельному плану.
Учитывая, что знания правил дорожного движения являются жизненнонеобходимыми, возникла потребность в специально организованной предметно-развивающей среде. Именно она обеспечивает ребёнку необходимые условия для ознакомления с данными представлениями, позволяет многократно воспроизводить в игре реальные ситуации поведения на проезжей части улицы, на тротуаре и т.п.
Создание предметно-развивающей среды, т.е. выбор необходимого игрового оборудования, проводится по мере ознакомления детей с ситуациями, соответствующими тому педагогическому замыслу игры, который продумывается воспитателями. Со старшими дошкольниками эти ситуации создаются в процессе подготовки к игре. Дети совместно с педагогами моделируют дорогу, расставляют знаки, наряжаются в соответствии с выбранными ролями.
В каждой группе имеются уголки по правилам дорожного движения, где размещены книги, картинки, задания по закреплению у детей правил поведения на улице, дидактические и настольные игры, атрибуты для ролевых игр: «Заправочная станция», «Автосервис», «Автобус», «Поезд», «Машина», «Воздушный транспорт». Здесь же размещены книжки-самоделки, изготовленные детьми вместе с родителями на тему соблюдения правил дорожного движения. Имеются технические игрушки, «Железная дорога», «Транспорт». Совместно с детьми педагоги готовят атрибуты для игр, макеты, коврографы. Группу украшают детские рисунки, фотоснимки улиц. В группах, а также в музыкальном зале имеются игровые площадки, где обозначена проезжая часть, тротуар, разметки. Устанавливаются дорожные знаки, светофоры, моделируется ситуация. Используются в играх накидки, ободки, значки. Для моделирования плана улиц используются плоскости столов, на которых детям удобно изготавливать макеты домов, деревьев, светофора, различных знаков дорожного движения и т.п. Для моделирования домов дети используют кубы. Специальное ковровое покрытие способствует развитию сюжетно-ролевых игр: «Поезд», «Шофёры». Силами педагогов изготовлены настольно-печатные и дидактические игры.
Игры дети могут разворачивать не только в помещении, но и на игровой площадке. Летом строятся песочные городки, где моделируются планы улиц. Для практических занятий используется мобильное оборудование (полоски, зебра, светофор, игровые модули, велосипеды, самокаты, дорожные знаки, символы). Оборудование летом размещается на площадке возле здания. На территории ДОУ имеется разметка переходов.
Работа по профилактике детского дорожного травматизма и обучения детей правилам дорожного движения начинается с младшего дошкольного возраста. У детей формируются представления о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, о функциональных особенностях предметов, необходимых для игр по правилам дорожного движения. Детей обучают игровым и речевым действиям, которые помогают понять и представить элементарные правила поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр «Воробушки», «Поезд», «Воробушки и автомобиль» и т.п.
В среднем дошкольном возрасте расширяются, уточняются и формируются новые представления о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, о функциональных особенностях предметов и их заместителях в игровых упражнениях и играх по правилам дорожного движения. Происходит обучение познавательным действиям с материалами, необходимыми для организации игр по правилам дорожного движения и ориентировке в пространстве (светофор, знаки дорожного движения). Детей обучают игровым, речевым действиям в рамках образа, способствующим раскрытию различных представлений о правилах поведения на улице, правилах дорожного движения.
В старшем дошкольном возрасте происходит расширение и уточнение знаний о себе и окружающем мире, необходимых для соблюдения правил дорожного движения: представления о возможных реакциях человека на движущийся автомобиль, на сигнал светофора, ориентировка в пространстве, определение близости и удалённости, скорости автомобиля, пешеходов в игровой ситуации «Дорожные знаки», «Как поступить» и т.п.
При обучении детей правилам дорожного движения воспитатели подходят к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения в ДОУ творчески реализуем с помощью «Метода проектов», который позволяет конструировать цепочку ситуаций образовательной направленности, которая реализуется в совместной деятельности всех ее участников (дети, педагоги, родители).
Цель- появление нового, значимого для детей образовательного результата - это рисунки, спектакли, макеты, плакаты, схемы. Содержание работы (игры, задания, упражнения) соответствуют возрасту детей. Большой популярностью у педагогов и детей пользуются интегрированные занятия, содержание которых усложняется с возрастом. Увлекаются дети книжками – самоделками, которые изготавливаются совместно с родителями. Работу начинаем с младшей группы. Прежде всего, необходимо создать в группе эмоциональный настрой который поможет усвоить правила дорожного движения.
Можно много и интересно рассказывать детям как вести себя на улице и как надо выполнять правила дорожного движения, но эти правила останутся лишь словами, если не сформировать у детей необходимый алгоритм поведения, а значит практический опыт. Поэтому дети старшего дошкольного возраста частые гости на городском автодроме. По сравнению с играми подобного содержания в ДОУ, преимущество автодрома заключается в практической возможности проигрывать различные ситуации поведения пешеходов, наглядно убеждаясь в опасности нарушения правил дорожного движения для жизни и здоровья нарушителя и окружающих его людей.
С этой же целью – приобретение практического опыта поведения на улице, педагоги проводят экскурсии по улицам города. В ходе экскурсий детей знакомят с элементами дороги (тротуар, проезжая часть), их назначением, поведением различных категорий участников дорожного движения: водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов. Если ситуация во время экскурсии развивается не так, как этого хотелось бы для правильного формирования представлений о поведении людей и автомобилей на дороге, то воспитатель комментирует её, обсуждает с детьми во время экскурсии. В ходе таких экскурсий у детей формируются представления о правилах поведения на дороге, о знаках дорожного движения, о работе водителей, о поведении детей и взрослых. Во время экскурсии создаются условия для активной деятельности детей: идут по тротуару, переходят проезжую часть со взрослыми на зелёный сигнал светофора и т.п. Так действия, выполняемые детьми, входят в их непосредственный жизненный опыт.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей в методическом кабинете сделана подборка литературы по вопросам безопасности. Систематизирован материал в разделе «Обучаем правилам дорожного движения». С педагогами проводятся консультации, беседы. Вопросы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма рассматривались на педчасах «О месячнике безопасности», «Новинки газеты Добрая Дорога Детства».
Своим опытом педагоги ДОУ делятся с коллегами. Материалы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма опубликованы в сборнике Управления образования «Методическое сопровождение по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста».
Как показывает практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах возможен только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения на улице. Поэтому в работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма включены все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги. С родителями проводятся беседы, даются рекомендации. Ежегодно проводится общее родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД, на котором рассматриваются вопросы безопасности детей. В уголках для родителей размещается информация по формированию знаний правил дорожного движения у детей. Главное чего добивается ДОУ - это единые требования по привитию навыков безопасного поведения на улицах города.
В результате проводимой работы можно отметить, что совместная работа детского сада и семьи даёт возможность познакомить дошкольников с основными правилами дорожного движения, воспитывает культуру поведения на улице, учит адекватно вести себя в опасных ситуациях, быть самостоятельными, дисциплинированными, ответственными за своё поведение. |