Владимир Константинович Загвоздкин, член рабочей группы по разработке Стандарта, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО):
- Проект стандарта не предполагает специальной подготовки детей к школе. Основная задача педагогов – поддерживать самооценку ребенка, детские вопросы, игру, общение, инициативу и самостоятельность и т.п. Но этого ли ждут от детских садов родители и учителя? Чтобы попасть в хорошую школу нужно уметь читать и считать. Кто и как должен готовить детей к школе?
Одно из самых распространенных недоразумений, касающихся стандарта, состоит в том что, детские сады якобы не должны будут делать ничего, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе. К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют.
В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.
Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением.
Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей, обучение иностранным языкам и т.д.
Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Наиболее частые проблемы у детей при адаптации к школе возникают из-за того, что им трудно выдержать эмоциональный стресс, связанный со школьной жизнью в целом. Ребенок при переходе в школу считает себя большим и вдруг оказывается самым маленьким. Многие дети испытывают неуверенность в себе, остро переживают разлуку с близкими. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей. К сожалению это не всегда удается. Часто именно не сложившиеся отношения с учителей являются причиной проблем ребенка с обучением в школе.
|